Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Федеральный исследовательский центр химической физики
им. Н.Н. Семенова Российской академии наук

  
  
  

 Овсей Ильич Лейпунский

 

Leypunskiy_OI.jpg

  Овсей Ильич Лейпунский (04.01.1909 – 07.01.1990) —учёный-физик, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор физико-математических наук (1945), лауреат двух Сталинских премий. О.И. Лейпунский в 1930 году окончил физико-механический факультет Ленинградского политехнического института и поступил на работу в Инсти­тут химической (ИХФ) в лабораторию физики горения, сотрудником которой он оставался до последних лет жизни. Задачей его исследований стало определение продуктов химических реакций в ударной волне. О.И. Лейпунский первым в мире (приоритет от 1939 года) предсказал условия получения искусственных алмазов из графита: температура не менее 2,5 тыс. градусов, давление не менее 55-60 тысяч атмосфер в среде кристаллизации — жидком металле.

 С началом Великой Отечественной войны О.И. Лейпунский совместно с Я.Б. Зельдовичем занимался исследованием внутренней баллистики реак­тивных снарядов на твёрдом топливе. Они позволили коренным образом усовершенствовать реактивные снаряды гвардейских миномётов «Катюша». Найденные условия стабилизации горения ракетного топлива позволили в несколько раз увеличить дальность полёта реактивных снарядов. В конце 1942 года после гибели на фронте брата Якова О.И. Лейпунский дважды подавал заявления директору ИХФ с просьбой разбронировать его и отпустить на фронт. Но оба раза Н.Н. Семенов отказывал, мотивируя тем, что О.И. Лейпунский ведет работу по тематике Наркомата боеприпасов, необходимой для фронта. В 1942 году О.И. Лейпунский открыл и объяснил явление увеличения скорости горения пороха при обдуве его поверхности продук­тами сгорания (эффект «раздувания» или эрозии). Результаты исследований О.И. Лейпунского в 1942-1944 гг. были использованы при создании второго и более поздних поколений гвардейских минометов «Катюша».

 В 1947 году О.И. Лейпунский был привлечен к работам по созданию ядерного оружия. Он стоял во главе разработки методов контроля ионизирующей радиации, возникающей при ядерных и термоядерных взрывах. Во время испытаний первой советской атомной бомбы 29 августа 1949 О.И. Лейпунский находился на Семипалатинском полигоне в укрытии в несколь­ких километрах от эпицентра взрыва. За участие в разработке новейших при­боров и методики измерений атомного взрыва О.И. Лейпунский был награжден орденом Ленина и стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени. В течение многих лет он сам готовил регистрирующую аппаратуру, лично присутствовал при ядерных испытаниях, а после взрывов занимался расшифровкой данных. За работы по созданию аппаратуры для испытания изделий РДС-6с, РДС-4, РДС-5 и измерения на полигоне О.И. Лейпунский был удостоен второй Сталинской премии 2-й степени.

 О.И. Лейпунский стал экспертом международного класса в вопросах обнаружения ядерных взрывов и радиоактивного загрязнения. Он непосредственно участвовал в работе Женевских совещаний международных экспертов по подготовке договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере (в 1958-1959 гг.), в работе Научного комитета ООН по действию радиации (в 1960-1962 гг.) и конференциях Пагуошского движения. Это предрешило заключение в 1963 году Международного соглашения о прекращении всех ядерных испытаний в открытых средах.

 В период с 1958 по 1979 гг. профессор О.И. Лейпунский сочетал работу в ИХФ АН СССР с преподаванием в Московском инженерно-физическом институте.

 В 1960 году О.И. Лейпунский вернулся к исследованиям в ИХФ горения твердых ракетных топлив и артиллерийских порохов. Особое место в его исследованиях занимали работы по повышению эффективности преобразования энергии ракетного топлива в кинетическую энергию истекающих из сопла двигателя продуктов горения. Результаты фундаментальных исследований школы О.И. Лейпунского в области горения твердых ракетных топлив и артиллерийских порохов нашли широкое применение во многих технических изделиях и снискали заслуженное признание у специалистов.

   
     О.И. Лейпунский и Я.Б. Зельдович